Мы и наши годы



Режиссёр Генрих Малян пришёл в армянское кино, когда оно начало просыпаться от многолетнего простоя. Причём кризис в национальном кинематографе наметился ещё до так называемого периода «малокартинья» и даже ещё до войны. На студии в Ереване, на которой в начальные годы звукового кино были созданы такие интересные, вошедшие в историю «десятой музы» фильмы, как «Пэпо», «Зангезур», «Севанские рыбаки», выпускалось по три-четыре игровых фильма в год. В 1940 году был снят всего один игровой фильм — экранизация пьесы Д. Демирчяна «Храбрый Назар», в 1941-м — киноконцерт и четыре оборонные короткометражки, а начиная с 44-го выходило систематически уже только по одному фильму в год. А с 1950-го по 1953 год в армянском кино — ледниковый период сплошного «бескартинья» — ни одного художественного фильма. И только с 1954 года студия стала оживать.
К чему, казалось бы, это мрачное вступление? Думается, прекращение производства армянских фильмов не только нанесло ущерб авторитету национального искусства, но и на долгие годы снизило его потенциальные возможности. Поколению кинематографистов, пришедших в кино в конце 50-х — начале 60-х, пришлось как бы заново открывать для себя и общие законы «десятой музы» и специфические, сугубо национальные черты и особенности её.
Пройдёт ещё десять лет, прежде чем мастера Ереванской студии обратятся к темам современным, создадут произведения, которые возродят интерес многонационального советского зрителя к самобытному армянскому кино. А до этого — экранизации классики, музыкальные, приключенческие, исторические фильмы. Кто помнит в наши дни «Призраки покидают вершины» или «Пленников Барсова ущелья»? А «Её фантазию» или «Голоса нашего квартала» могли увидеть только зрители Армении, сейчас посмотреть фильм «Голоса нашего квартала» можно на веб-портале http://the-smurfs.ru/.
В кино Генрих Малян стал работать почти через десять лет после окончания Ереванского театрального института и через семь — после учёбы на Высших режиссёрских курсах при ГИТИСе. Театральное образование, практика работы в театре — хорошо это или плохо для режиссёра, пришедшего в кинематограф? Однозначного ответа быть не может. Мы знаем интересные работы в кино насквозь театральных А. Эфроса и М. Захарова, но знаем и провалы вроде «Поездок на старом автомобиле» П. Фоменко. Так что «театрализация кино» — вещь хрупкая и не всегда удаётся даже профессионалам-кинематографистам.
Благодарим веб-портал http://samuithailand.net/ за предоставленные документальные материалы.

Оставить комментарий